Методы исследований пресноводного зоопланктона
Данное методическое пособие предназначается для руководителей юннатских кружков, педагогов дополнительного образования, учителей школ, ведущих с детьми внеклассную работу по экологии, юных экологов, самостоятельно занимающихся исследовательской работой.
Слово «планктон» происходит от греческого «парить». Зоопланктон – это мелкие животные, парящие в толще воды. Особенно обилен планктон в стоячих и малопроточных водоемах: озерах, прудах, водохранилищах. В реках его значительно меньше.
Планктонные животные образуют зоопланктонное сообщество, характеризующееся определенным видовым составом и соотношением численности разных видов и представителей разных экологических групп. По изменению этих характеристик в ряде случаев можно судить об изменении условий в водоеме: о чрезмерном увеличении численности рыб, изменении химического состава воды (например, ее закислении) и т.д. Однако это возможно только в том случае, если есть материал для сравнения. Кроме того, условия в водоеме и структура сообщества закономерно меняются в течение года. Например, если приехать в пустыню Сахара весной, то можно сделать вывод, что природные условия этого региона крайне благоприятны для выращивания фруктов: там тепло и достаточно влаги. Однако через месяц пустыня станет безжизненной .
Поэтому разовое исследование планктона не представляет особого интереса, оно дает лишь информацию о текущем состоянии сообщества. Наблюдения в одном водоеме должны проводиться регулярно в течение года, а наибольший интерес представляют многолетние данные.
Кроме того, необходимо всегда использовать одну и ту же методику учетов, даже если со временем она покажется не очень удачной, – данные, полученные разными методами, сравнивать между собой недопустимо.