Предметная мысль и действительность
Итак, хотя все акты узнавания предметов представляют результаты очень сложной переработки повторяющихся внешних воздействий, но в них нет никаких признаков извращения реальных впечатлений. Обособление некоторых признаков в примету не есть плод намеренного умственного анализа, а результат бессознательно действующих механизмов памяти.
Итак, сравнение происходит без сознания, без воли. Оно осмыслено, если утверждаемое в трехчленном предложении сходство кажется нашему чувству таковым. Аксиома, лежащая в основе житейского и научного познания внешнего мира, гласит следующее:
Каковы бы ни были внешние предметы сами по себе, независимо от нашего сознания, - пусть наши впечатления от них будут лишь условными знаками, - во всяком случае, чувствуемому нами сходству и различию знаков соответствует сходство и различие действительное.
Последнюю категорию умственных сопоставлений представляет причинная зависимость.
Сеченов в пример приводит мальчика, бросившего камень в прохожего. Причиной он выводит - свойство родителей, эффектом ее - уличную жизнь мальчика с ее дурными эффектами, эффект тот и есть в то же время причина, почему мальчик бросил камень.
В предметном мире нет никакой причинной связи между факторами явлений, а есть лишь взаимодействие, совершающееся всегда в пространстве и времени.
Окончательным выводом Сеченова является тезис, что все элементы предметной мысли, насколько она касается чувствуемых нами предметных связей и отношений в пространстве и времени, соответствует действительность.