Впечатления и действительность
В данной статье Сеченов поднимает вопрос о степени реальности видимого нами мира.
Первый тезис, говоримый Сеченовым: в основании всякого впечатления извне лежит совершенно нерасчленимая до сих пор форма чувствования - то, что называют ощущением света, запаха… и хотя форма эта несомненно зависит как от устройства воспринимающего органа, так и от внешнего источника, но последний исчезает в ощущении бесследно. В чувстве боли не содержится прямо никаких указаний, какою причиною она произведена. Чувство сладости или горечи в веществах совершенно непостижимо по происхождению. Каким образом из колебаний, т.е. движений родится чувство света, - опять неразрешимая загадка. Словом, во всей области чувствования между ощущением и его внешним источником переходного моста нет. Следуя такой точке зрения, многие делают вывод о субъективности воспринимаемого нами мира.
Но он не согласен с ним, т.к. абсурдно смотреть на стройные научные теории и не верить в те методы, какими достигнуты эти вершины. Да и то, что видя круг мы щупаем круглый обруч руками и чувствуем именно круг говорит о том, что все наши органы чувств говорят нам об одном, что тоже гласит о правдивости видимого нами. Другое дело, что есть некоторые нюансы неточного видения или чувствования - иллюзии. Но их ведь всегда можно подправить через разумное мышление и получаемый жизненный опыт. Однако он доказывает это лишь для некоторых сторон зрительных и осязательных впечатлений, именно для линейных очертаний, распределения и перемещений предметов в пространстве.