• Главная
  • Карта сайта

Биология и природа вокруг нас ...

Главное меню

  • На главную
  • Гидросфера и атмосфера Земли
  • Функциональная асимметрия мозга
  • Строение клеток растений
  • Анатомия человека
  • Человек как биологический вид
  • Процесс антропогенеза
  • Естествознание в системе наук

История развития вопроса

Страница 8

Речь идет о Б. Ф. Поршневе. Его книга "О начале человеческой истории" была опубликована уже посмертно, в 1974 году. Поршнев был самым убежденным атеистом, причем блестяще образованным и эрудированным. Он задался целью "реанимировать" обезьяночеловека — но доказал только то, что его вовсе никогда не существовало. Б. Ф. Поршнев работал на стыке многих наук. Используя их многообразные данные, он убедительно показал, что предки человека были хоть и странными, но только животными. Он попытался проследить, каким образом в недрах мира питекантропов и неандертальцев развивался разум, — но показал постепенно нарастание сложности поведения этих существ, то, как в темных глубинах их инстинктов развивались качества, которые стали потом частью человеческой речи и мышления. Человек унаследовал от своих предков и прямохождение, и навыки изготовления орудий труда, и умение пользоваться огнем. Вместе с тем, Поршневу удалось конкретизировать представления о времени существования человека на Земле. Он доказал, что человеком нельзя считать ни неандертальца, ни, тем более, предшествующие виды. Самое поразительное состоит в том, что теория Б. Ф. Поршнева стала тем недостающим звеном, которое, наряду с фрейдовским подсознанием и феноменом человека о. Тейяра де Шардена позволяет окончательно порвать с мифом об обезьяночеловеке и совершенно по новому взглянуть на проблему Творения. Это было не то что признание, но обоснование прерывности.

Итак, вот судьба нашего странноватого героя, то ли в теле обезьяны имевшего человеческий разум, то ли и физически, и духовно бывшим понемногу и первым, и вторым: он явился из трудов Геккеля и Фохта в середине XIX века и почти полвека безраздельно царил в умах европейских ученых. Это был типичный научный миф, результат неверной интерпретации фактов и явной путаницы в причинах и следствиях. В конце концов, сами материалисты стыдливо перестали упоминать монстра. Последняя попытка возродить чудовище была предпринята Б. Ф. Поршневым — но именно он и доказал со всей очевидностью совершенную невозможность его существования.

Итак, возникший в середине XIX века эволюционизм, в конечном счете, изжил самого себя, но перед этим смог даже одержать одну победу. Ведь даже о. Тейяр де Шарден признал постепенность возникновения разума. В православном богословии та же идея оказала весьма заметное влияние на прот. А. Меня. Правда, формально они признавали прерывность, поскольку одну существенную оговорку всё же сделали: по Тейяру, например, разум вырос из зерна, единократно заложенного под низкие своды черепа архантропов. Однако эта точка зрения все больше и больше противоречила фактам. Самое же большое недоумение вызывает то обстоятельство, что человеку (если таковым считать уже питекантропа) понадобилось без малого триста тысяч лет, чтобы освоить хотя бы примитивное земледелие. Малое тут — пятитысячелетняя история цивилизации, начиная с Раннего царства в Египте. Ближе всего к сокровенной тайне Творения подошли католический теолог о. Пьер Тейяр де Шарден и советский историк Б. Ф. Поршнев.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Copyright © 2013 - Все права защищены