Проблема интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания
Но есть еще одна не менее, а может быть более важная сторона необходимости интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания - это преодоление техникоцентризма и гуманитаризация естественнонаучного и технического знания. Создав поистине грандиозные науку и технику, общество не смогло, а может быть и не захотело, выработать ту нравственную основу, которая бы ограничивала возможности использования достижений науки и техники во вред человечеству. С нарушением техногуманитарного баланса в развитии общества и внутренней симметрии культуры разрушается то великое триединство, о котором говорил Ф.М.Достоевский: "величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота неразделимы. Красота спасет мир". Но их разделили. Истина отошла к науке, красота - к искусству, а добро снисходительно оставили вере. Сегодня необходимо восстановить это триединство, ибо наука и техника, не освещенные идеалами добра и красоты, ведут мир не только к технологической катастрофе, но и к нравственной деградации человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволили сделать следующие основополагающе выводы:
- естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества;
- дифференциация и диверсификация наук обусловлена спецификой объектов исследования;
существует глубокая взаимосвязь естественных, технических и гуманитарных наук;
положение частных наук в их иерархии зависит от уровня сложности исследуемых ими объектов и общности изучаемых ими законов природы;
приоритетность развития определенных направлений науки в тот или иной исторический период обусловлена практическими потребностями общества;
наряду с огромными благами, которые принесли наука и техника человечеству, они разрушили техногуманитарный баланс культуры, сделали ее науко- и техникоцентричной, отодвинули на задний план гуманитарные аспекты;
интеграция и дифференциация как универсальные категории науки, характеризующие развитие систем разной природы;
взаимодействие интеграции и дифференциации на пути познания мира.