• Главная
  • Карта сайта

Биология и природа вокруг нас ...

Главное меню

  • На главную
  • Гидросфера и атмосфера Земли
  • Функциональная асимметрия мозга
  • Строение клеток растений
  • Анатомия человека
  • Человек как биологический вид
  • Процесс антропогенеза
  • Естествознание в системе наук

Обучение

Страница 1

Эволюцию процесса обучения у приматов можно рассматривать с двух точек зрения: в связи с эволюцией их поведения и в связи с развитием и усложнением нервной системы. В отношении поведения способность животного к обучению нужно оценивать для разных возрастных стадий развития.

Главный вывод, который следует из экспериментов последних 25 лет, состоит в том, что обезьяны обладают, хотя и в меньшей степени, чем человек, способностью улавливать общий характер задачи, которая ставится с целью определения умственных способностей в так называемых «тестах на концептуальное мышление». Этот результат, если рассматривать его в эволюционном плане, не удивителен. Подобные тесты не выявляют какой-либо пропасти в интеллекте между обезьяной и человеком. Они демонстрируют лишь постепенный переход от менее развитых млекопитающих к приматам и к человеку. Харлоу использовал задачи, которые служат в качестве тестов на различение и правильности суждений. В простой задаче на различение животное должно было научиться оценивать значение какого-либо символа в некотором определенном положении, чтобы получить за это награду. В тестах постепенно возрастало число различных символов, менялись их цвет и положение. Если сложность задачи была такова, что необходимо было учитывать три фактора сразу, то никакие животные, за исключением приматов, не могли ее решить. Однако некоторые человекообразные обезьяны и макаки справлялись с задачей даже тогда, когда ее не могли решить некоторые из людей. Шимпанзе решали задачи, в которых приходилось учитывать пять различных факторов. Более того, обезьяны обнаружили характерную для человека способность использовать знания, полученные при решении одной задачи, для решения следующей. Харлоу отметил, что до сих пор не известно, как именно эти способности приматов проявляются в естественных условиях.

Молодые обезьяны легко поддаются обучению. Макаки, например, у которых время развития до половозрелой формы гораздо меньше, чем у человека (всего 2-3 года), становятся эффективно «обучающимися машинами» значительно быстрее, чем ребенок. Пятнадцати дней от роду макаки уже в состоянии решать простые задачи на различение белого и черного, а к концу первого года жизни справляются и с набором таких задач. Шимпанзе занимают в этом отношении промежуточное положение между макакой и человеком.

Способность к обучению у низших обезьян и у шимпанзе предусматривает умение различать пространственные формы и некоторые абстрактные понятия; в этом отношении обезьяны далеко превосходят всех остальных млекопитающих. Эта способность играет также важную роль в совместной целенаправленной деятельности, которую отмечают у шимпанзе многие исследователи.

Среди биологических факторов, способствующих эффективному обучению и выработке навыков, следует, прежде всего отметить относительно длительный период роста, когда потомство целиком зависит от опеки родителей, а также рождение лишь одного, в крайнем случае двух детенышей одновременно. Шульц показал, что тенденция к увеличению продолжительности периода роста характерна для всех высших приматов и достигает кульминации у человека. У лемуров этот период составляет 2-3 года, у обезьян - 7 лет, у человекообразных обезьян - 11 лет, а у человека он длится почти 20 лет. Период внутриутробного развития у тупайи - не более 6 недель, у макаки и других обезьян Старого Света - 24 недели, у больших человекообразных обезьян и человека - от 33 до 39 недель. Увеличение продолжительности периода роста было бы невозможно при большом числе одновременно рождающихся детенышей. У тех форм, которые производят на свет сразу несколько детенышей, ввиду ограниченности места и питания отбор благоприятствует более быстрому росту плода. Из полуобезьян лишь немногие производят на свет одного детеныша. У Calllthrix обычно рождаются двойни (эту форму обезьян многие считают самой примитивной из обезьян Нового Света); у всех других обезьян рождение одного детеныша составляет правило. Многоплодие устранено продолжительным отбором и лишь изредка встречается у человека, примерно один раз на 90 родов. Отбор против многоплодия происходит естественным путем и производится искусственно.

Страницы: 1 2

Copyright © 2013 - Все права защищены